Методика руководства игрой - Структура игровой задачи - Методика руководства игрой с детьми - Каталог файлов - Игротерапия для детей и взрослых

Игротерапия    для детей
и взрослых
 
           

P l a y t h e r a p y

Воскресенье, 19.05.2024, 02:04
Приветствую Вас Гость | RSS





Меню сайта
Категории
Структура игровой задачи [7]
Основные структурные элементы игровой задачи
Основные этапы коррекции нарушенного поведения в игре [1]
“Хочу играть”, “могу играть” при помощи и активном участии взрослого, “надо играть” по правилам.
Консультации
Главная » Файлы » Методика руководства игрой с детьми » Структура игровой задачи

Методика руководства игрой
[ ] 27.02.2010, 02:53

Методика руководства игрой

Классификация методов 
или приемов

Содержание методов или приемов

 
Общие положения • Классификация методов и приемов руководства игрой может быть различной: по методам мотивации игры (чтобы надо делать, чтобы ребенок не потерял интерес к игре); по игровым способам ориентации взрослого на особенности поведения ребенка; по методам объяснения содержания игровой задачи детям ("Что надо и нельзя делать, чтобы игра получилась"); по способам управления структурными элементами игры (через изменение сложности игровых действий и правил); по стратегиям поведения взрослого в игре; по временным признакам (длительности игровых действий, ситуативных особенностей поведения ребенка, длительности игрового занятия); по пространственным признакам (место выполнения игровых действий и особенности расположения участников в игре); по способам действий с предметами игры; по ролевым позициям участников в ходе игры (роль водящего, ведущего, участника, орагнизатора в игре); по видам игровых задач (игры с предметами, настолькно-печатные, подвижные, словесные); по месту приема руководства игрой в структуре всего игрового занятия (те есть в начале, середине или при завершении занятия).
Методы 
и приемы 
мотивации 
игры

Чтобы игра получилась, рекомендуется следующее:

1. Самому взрослому увлечься игрой и стремиться передать это состояние ребенку;

2. Вводить игровую задачу в образной, эмоционально-яркой, короткой формулировке, с элементами рифмы или ритма;

21. Гибко изменяйте порядок введения игровых задач в поведение ребенка в процессе игрового занятия, сеанса игровой терапии. Например, так: «Прошу поднять руки тех, кто хочет играть в эту игру, а кто в новую?»;

22. Мотивируйте соблюдение правил игры через своеобразный договор с ребенком: «Я тебе интересную игру, а ты мне поведение, соблюдающее правила выполнения игровых действий и взаимоотношений с другими детьми».

Учет 
индивидуальных
особенностей 
поведения
ребенка

3. Если ребенок проявляет сопротивление, упрямство, негативизм, эмоциональную отгороженность, то стремитесь играть самостоятельно или с другими детьми, но в поле внимания ребенка, ожидая, когда у него возникнет более активное желание играть и сотрудничать со взрослым;

4. С двигательно расторможенными, гиперактивными детьми начать занятие целесообразнее с игр «в положении сидя», затем перейти к играм «в положении стоя», а в конце занятия – «в положении лежа».

По способу 
объяснения
содержания 
и хода игры

5. В зависимости от ситуации, эмоционального состояния и уровня интеллектуального развития детей используйте разные способы объяснения им содержания игровой задачи:

5.1. Показ способа выполнения игрового действия в сочетании или с последующим объяснением содержания игрового действия, правил и целей в ходе игры;

5.2. Объяснение содержания игры до выполнения игровых действий;

6. В ходе игры стремитесь комментировать собственные действия речью для стимуляции интереса, ориентации детей на состояние и действия взрослого, большей образности, сюжетности и осмысленности действий ребенка в игре.

По способу 
изменения
структурных 
элементов
игры

7. Усложняйте, упрощайте, варьируйте игровые действия и замысел игры с учетом эмоциональных состояний и поведения детей, для поддержания их активности и интереса к игре;

8. В качестве усложнений используйте разнообразные действия с ограничениями.
По стратегиям 
поведения
взрослого в игре
9. Поощряйте, хвалите детей за стремление успешно выполнять игровые действия, соблюдать правила-ограничения в игре.
По временным
признакам

10. Изменяйте темп выполнения детьми игровых действий (увеличивайте, замедляйте, поддерживайте);

11. Для увеличения длительности, соревновательности, настойчивости при выполнении игровых действий детьми используйте счет: «Раз, – стоишь и не падаешь», «Два, – стоишь и не падаешь!», «Десять...», «Молодец!»;

13. Организуйте и контролируйте выполнение игровых действий детьми по очереди для снижения гиперактивности, стимуляции внимания и выдержки, целенаправленности действий и поведения у детей в игре;

14. Выполняйте игровые действия всеми детьми одновременно для увеличения темпа игры, эмоциональности, конкурентности и совместности действий детей в игре и др.;

15. Вводите игровое действие по сигналу для стимуляции внимания, ориентации детей на действия взрослого, мотивации соревнования, организованности детей в игре;

20. Стремитесь к многократности, повторяемости игровых действий по разным причинам и целям. (см.: Игровые задачи для детей. Глава 6. Действия с возможностью многократности и повторения, с. 56);

23. Производите замену одной игровой задачи на иную:

1) если у вас, взрослого, исчерпаны варианты проведения одной и той же игры;

2) если расстройства поведения и эмоций у ребенка диктуют введение новой игровой задачи, то есть изменения стратегии поведения взрослого с ребенком;

3) если у детей снижается интерес, эмоциональная вовлеченность в игре;

24. В процессе кратковременного, ситуативного взаимодействия с ребенком или группой, игровым объединением детей целесообразно использовать игровые задачи-приемы, продолжительность которых незначительна (см.: Игры для детей. Предметный указатель. Игры «ситуативные», с. 314).

 

По пространст-
венным
признакам
12. При введении игровых задач, по возможности и ситуации, используйте разные способы организации детей в пространстве: «в положении сидя», «в положении стоя», «при передвижении», «в положении лежа» и другие.
По способам
действий 
с предметами
игры

16. Используйте в игре показ, поиск, вкладывание, замену, передачу игрового предмета между детьми;

17. Используйте воображаемые предметы и действия в игре;

18. В качестве игровых объектов гибко включайте во взаимодействие с ребенком разнообразные игровые и неигровые предметы, части предметов, части тела ребенка или взрослого, карточки с изображением предметов и цветообозначениями, фишки, природные и другие материалы, образы, слова, высказывания разговорной речи, их значение, смысл и звуковую оболочку слова и речь.

 

По ролевым
позициям
с участников
в ходе игры
19. Выбирайте водящего считалкой. Выдвигайте ребенка (или нескольких детей) на роль водящего. Меняйте водящего в соответствии с замыслом и правилами игры.
По видам 
игровых задач
25. Используйте словесные игры, которые можно проводить в положении детей «сидя», «стоя», при передвижении, «лежа», ситуативно без значительных изменений в структуре игровой задачи, когда нет специального игрового оборудования, особой предметно-игровой среды для работы с детьми.
По месту приема 
в структуре 
игрового занятия 
 
26. В конце игрового занятия стимулируйте детей к диалогу об особенностях поведения взрослого и детей, об эмоциональной привлекательности тех или иных игровых задач. Для этого можно задавать вопросы: «Какая игра понравилась больше всего?», «А кто тебе мешал играть?» и другие.

 

Москва. 117313, ул. Гарибальди 11. 8-499-783-54-16

 Санкт-Петербург, ул. Восстания д. 51. (812) 579-86-44; 8-905-275-20-53
Эл. почта: playther@rambler.ru
Сайты: www.playth.narod.ru

 

 

Категория: Структура игровой задачи | Добавил: playther
Просмотров: 5663 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |