Игротерапия    для детей
и взрослых
 
           

P l a y t h e r a p y

Воскресенье, 05.05.2024, 22:53
Приветствую Вас Гость | RSS





Меню сайта
Archive
Консультации
Психологическая готовность детей к школьному обучению

Материалы выступление на родительском собрании 27.08.12 г.
Педагог-психолог М.Н. Белякова
(ГБОУ № 125 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга)

Успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости, психологической готовности к обучению.

Дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться, никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей, не позволяет всем учащимся сразу же овладеть школьной программой в равной мере.

В связи с этим возникает вопрос о психологической готовности детей к школьному обучению.
Под психологической готовностью к школе — понимается уровень психического развития ребенка необходимый и достаточный для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе.

Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.

Обычно выделяются три аспекта школьной зрелости:
1.интеллектуальный;
2.эмоциональный;
3.социальный.

Об интеллектуальной зрелости ребенка судят по наличию у него следующих признаков:

- дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
- концентрация внимания;
- аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
- логическое запоминание;
- сенсомоторная координация;
- умение воспроизводить образец;
- развитие тонких движений руки.
- развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, таки уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга, обеспечивающих уровень развития психических процессов соответствующих возрастной норме.

Об эмоциональной зрелости ребенка говорят в том случае когда:
• происходит уменьшение импульсивных реакций;
• появляется возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

О социальной зрелости ребенка свидетельствуют следующие признаки:
• потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
• способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе выделяют еще дополнительно личностную готовность к школьному обучению.

Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.
На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.
Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.
Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции и выводит на определенный уровень развития мотивационной сферы.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие подготовительных процессов.
Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других, а также ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.

Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению.

Условно психологическая готовность разделена на учебную или как мы ее называем интеллектуальную готовность и социально-психологическую готовность (социально-эмоциональную).

Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в стальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая и учительница злая.

Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.

Тревожность.

Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей, обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас не реальные. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой, снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность приводит к ряду других особенностей – желанию безумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, не довольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ним на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь усиливает сложившиеся у ребенка особенности.
Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя, и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных задач.

Негативистическая демонстративность.

Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих.
Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно.
Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения
главной цели – обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.
Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из учебного процесса, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться. Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно является недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье «заброшенными», «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования предъявляются, как правило, избалованными детьми.
Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «пусть лучше ругают, чем не замечают», - «извращенно» реагирует на внимание и продолжает делать то, за что его наказывают.
Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях, детям походят другие виды художественной деятельности, в том числе, и изобразительная.
Но самое главное – снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

Уход от реальности.

Это еще один вариант неблагоприятного развития. Он проявляется в том случае, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых.
Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.
Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе; не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».
Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном и литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности.
При поощрении взрослыми активности детей, проявление к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Еще одной актуальной проблемой социально-психологической готовности ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем.
Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться.

В любом случае приходит время и ребенок приходит в школу.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Изменение режима дня, включение в школьный коллектив, учебная деятельность, новые обязанности, новое положение в семье — все эти факторы являются значительной нагрузкой на психику ребенка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности. Всё это может выражаться в усилении тревожности, изменении поведения, в трудностях усвоения учебной программы, повышенной утомляемости и заболеваемости, причем болезни во многом носят психосоматический характер.

Поступление ребёнка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями.
При поступлении ребенка в школу происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, поэтому необходимо настроить первоклассника на умение соблюдать инструкции и правила.

Советы родителям:

1.Перед первым сентября, можно совместить это мероприятие с прохождением ребенка медицинского осмотра, для будущих первоклассников должна быть проведена ознакомительная экскурсия по школе, для того чтобы сформировать представление ребенка о школьном учебном и игровом пространстве.

2.Четко сформулируйте правила поведения ребенка в школе:
пошаговая инструкция действий ученика по приходу в школу.
 прийти в школу в 8часов 40 минут;
 снять верхнюю одежду, надеть сменную обувь, сесть на скамейку на первом этаже и ожидать прихода классного руководителя;
 построиться в пары и подняться вместе с учителем в класс;
и т. д.

3.Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

4.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

5.Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6.Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7.Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8.С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9.Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры.
У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Педагог-психолог М.Н. Белякова