• Наиболее
важными структурными элементами игровой задачи являются игровые цели
взрослого, игровые действия и правила игры.
Структурные элементы игр с правилами
•
Перечислим эти элементы: условное название игры; поведение ребенка до
игры; цели игры; короткая запись игры; содержание игры; предметы игровых
действий; игровые действия; правила игры; предметы игровых действий;
субъекты игровых действий; варианты игры; классификация игры.
Условное название игр
• Условное
название игры. Это название игры по какому-то из характерных
ее признаков. Например, по способу выполнения игрового действия - «Пятнашки».
Короткая запись игры
•
Короткая запись игры. Это формулировка в которой можно
сообщить содержание игры ребенку. Формулировка должна быть короткой,
эмоциональной и понятной ребенку.
Поведение ребенка до игры
•
Поведение ребенка до игры. Может быть агрессивным;
конфликтным; обидчивым; эмоционально отгороженным; гиперактивным или,
наоборот, заторможенным, нерешительным, боязливым и т.п.
Содержание игры
•
Содержание игры. Это краткое или подробное описание
хода, последовательности мотивации и выполнения игровых действий и соблюдения
правил-ограничений в игре.
Цели
игры
•
Цели игры. Это описание возможностей игры как средства
развития психических процессов; работы с поведением и личностными особенностями
ребенка; Необходимо различать и не путать цели игры: 1) для взрослого
(развивающие, коррекционно-психотерапевтические, диа-гностические);
2) и, цели игры для ребенка (получить удовольствие от процесса общения
со взрослым, с игровыми предметами, сверстниками); 3) различать цели,
стратегии и тактики поведения взрослого. Цели это то на что направлено
коррекционное воздействие взрослого, а стратегии это методы, а тактики
- способы достижения целей взрослого.
Игровые действия
• Игровые
действия. Могут быть: 1) внешние, наблюдаемые, физические действия:
бросить мяч, взять карточку, дотронуться до предмета, убежать, встать
со стула, назвать словом и пр.; 2) внутренние, мыслительные, воображаемые:
представить, отгадать; сравнить; обобщить, действия счета в уме и пр.
Предметы игровых действий
•
Предметы игровых действий. Также как игровые действия
могут быть:
1)
наблюдаемыми, наглядными ( мячик, кубик, машинка, кукла и пр.);
2)
частично наглядными (предметные карточки; предметы-заместители: палочка
это градусник, авторучка; внешняя, видимая сторона поведения взрослого,
учителя и пр.);
3)
абстрактными, воображаемыми (внутренне содержание роли, например, учителя).
Правила игры
• Правила
игры. Это ограничения поведения ребенка без соблюдения которых
цели взрослого в игре искажаются:
1) правила в игре обычно вводит взрослый;
2) правила запрещают, разрешают и предписывают способы действий в игре;
3) правила формулируются с использованием слов «нельзя», «надо». Например,
«Нельзя вставать раньше условного сигнала»; после того как назвал цвет
настроения надо бросить мяч ведущему и т.д.;
4) правила бывают двух видов - задающие, регулирующие способы выполнения
игровых действий; регулирующие взаимоотношения типа ребенок-взрослый,
ребенок-ребенок.
Субъекты игровых действий
• Субъекты
игровых действий. Это участники игры, от которых исходит игровая
активность. При этом:
1) субъекты игровых действий могут превращаться
в предметы игровых действий («Ты будешь самолетом, - лети»!);
2) в игре
может быть и один участник (режиссерские игры ребенка с самим собой:
«Я - паравоз», «Я буду кормить куклу» и пр.).
Варианты игры
• Варианты
игры. Это способы изменения структуры игры взависимости от
непредсказуемых изменений поведения ребенка или целей взрослого) Это
варьирование, усложнение, упрощение содержания, правил выполнения игровых
действий и других структурных элементов игры.
Классификация игры
• Классификация
игры. Это отнесение игры к определенному виду. Необходима для
планирования игровых занятий с детьми.
Москва. 117313, ул. Гарибальди 11. 8-499-783-54-16
Санкт-Петербург, ул. Восстания д. 51. (812) 579-86-44