Перечни игровых задач помогают планировать игровые занятия с детьми. Опыт игрового взаимодействия взрослого с ребенком взрослый фиксирует в разнообразии игровых задач.
Алгоритм конструирования игровых задач из структурных элементов игровой задачи (Целей; Игровых действий; Предметов игры; Правил-ограничения в игре; Количества участников в игре и т.д.)
Методика
"Аппликация"
Действия
по простому
наглядному
образцу
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: исследование способности к произвольной
регуляции действий в соответствии с простым наглядным образцом.
ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА: используются детали-части
изображения (дом, трава, грибок, облака т.п.) из которых ребенок
должен выложить целостное изображение соответствующее образцу;
лист бумаги 30 на 21 см на котором ребенок выкладывает изображение;
образец-вкладыш; секундомер для регистрации длительности работы;
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: производится на основании показателей
эмоционального принятия и выполнения задачи на произвольность
действий по простому наглядному образцу.
Методика
"Кооса"
Действия
по сложному
наглядному
образцу (Коoс)
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: исследование способности к произвольной
регуляции предметных конструктивных действий по усложняющимся
наглядным образцам.
ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА: используются кубики Косса
с образцами с 1- 6 различной степени сложности;
ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА: состоит в предъявлении ребенку
образцов-узоров различной степени сложности. Ребенок должен подчинять
собственные предметно-манипулятивные действия с кубиками
определенной программе с 1-го - 6-ую. Если ребенок верно выполняет
задание, то ему предлагается следующее задание. Если ребенок не
выполняет задание взрослый оказывает ребенку помощь в взависимости
от характера затруднения (мотивационного или когнитивного).
Тест Бурдона
(модифициро-
ванный)
Действия
по сложной
вербальной
инструкции
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: исследование особенностей произвольной
регуляции действий в соответствии со сложной словесной инструкцией.
ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА: используется корректурный бланк
с изображением 7-ми видов фигурок, расположенных в случайной
последовательности; секундомер; авторучка; бланк регистрации:
результатов; особенностей эмоционального принятия и выполнения
задания ребенком; характера помощи ребенку.
ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА: начинается со словесной
формулировки задания без опоры на наглядность (способа, условий
действий). Взрослый включает секундомер и говорит: " Юра, я тебе
покажу доску. На ней разные фигурки. Вначале найди флажок, потом
кирпичик (вот такой, взрослый рисует прямоугольник). После
кирпичика ищи только звездочку. Потом новый флажок, новый
кирпичик, новоый флажок". Затем взрослый предъявляет ребенку
корректурный бланк, берет в руки карандаш и произносит:"А теперь
делай как я говорил". И далее, регистрирует особенности поведения
ребенка, последовательность обнаружения фигур, характер помощи
ребенку, время выполнения задания до пресыщения или истощения.
Удержание
глаз
закрытыми
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: выявление особенностей произвольного
ограничения импульсивных движений глаз, рук, туловища через
количество и качество эмоционально-смысловой и когнитивной
помощи ребенку.
ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА: начинается с формулировки задания
в словесной форме взрослым:"Юра,садись на стул. Положи руки на
колени, лицо не трогай, ладошек от колен не отрывай,
не подсматривай. Скажу слово ночь - глазки закроешь, скажу слово
день - глазки откроешь". Взрослый берет в руки секундомер, говорит
слово день.
В процессе эксперимента взрослый регистрирует длительность
удержания рук на коленях и глаз закрытыми, количество прерываний
этих действий; различные проявления двигательного беспокойства
и расторможенности; характер помощи в преодолении тенденции
ребенка к истощению и пресыщению; особенности эмоционального
принятия задания извне, от взрослого по реакциям: демонстративности,
негативизма, отказа, избегания усилий, дурашливости и т.п.