Общие
положения • Классификация методов и приемов руководства
игрой может быть различной: по методам мотивации игры (чтобы надо
делать, чтобы ребенок не потерял интерес к игре); по игровым способам
ориентации взрослого на особенности поведения ребенка; по методам
объяснения содержания игровой задачи детям ("Что надо и нельзя
делать, чтобы игра получилась"); по
способам управления структурными элементами игры (через
изменение сложности игровых действий и правил);
по
стратегиям поведения взрослого в игре; по
временным признакам (длительности игровых действий, ситуативных особенностей
поведения ребенка, длительности игрового занятия); по
пространственным признакам (место выполнения игровых действий и особенности
расположения участников в игре); по способам действий с предметами
игры; по ролевым позициям участников в ходе игры (роль водящего, ведущего,
участника, орагнизатора в игре); по
видам игровых задач (игры с предметами, настолькно-печатные, подвижные,
словесные); по месту приема руководства игрой в структуре
всего игрового занятия (те есть в начале, середине или
при завершении занятия).
Методы
и приемы
мотивации
игры
Чтобы игра получилась,
рекомендуется следующее:
1. Самому взрослому
увлечься игрой и стремиться передать это состояние ребенку;
2. Вводить игровую
задачу в образной, эмоционально-яркой, короткой формулировке, с элементами
рифмы или ритма;
21. Гибко изменяйте порядок
введения игровых задач в поведение ребенка в процессе игрового занятия,
сеанса игровой терапии. Например, так: «Прошу поднять руки тех, кто
хочет играть в эту игру, а кто в новую?»;
22. Мотивируйте соблюдение
правил игры через своеобразный договор с ребенком: «Я тебе интересную
игру, а ты мне поведение, соблюдающее правила выполнения игровых действий
и взаимоотношений с другими детьми».
Учет
индивидуальных
особенностей
поведения
ребенка
3. Если ребенок
проявляет сопротивление, упрямство, негативизм, эмоциональную отгороженность,
то стремитесь играть самостоятельно или с другими детьми, но в поле
внимания ребенка, ожидая, когда у него возникнет более активное желание
играть и сотрудничать со взрослым;
4. С двигательно
расторможенными, гиперактивными детьми начать занятие целесообразнее
с игр «в положении сидя», затем перейти к играм «в положении стоя»,
а в конце занятия – «в положении лежа».
По способу
объяснения
содержания
и хода игры
5.
В зависимости от ситуации, эмоционального состояния и уровня интеллектуального
развития детей используйте разные способы объяснения им содержания
игровой задачи:
5.1.
Показ способа выполнения игрового действия в сочетании или с последующим
объяснением содержания игрового действия, правил и целей в ходе игры;
5.2.
Объяснение содержания игры до выполнения игровых действий;
6. В ходе игры стремитесь комментировать собственные действия речью
для стимуляции интереса, ориентации детей на состояние и действия
взрослого, большей образности, сюжетности и осмысленности действий
ребенка в игре.
По способу
изменения
структурных
элементов
игры
7.
Усложняйте, упрощайте, варьируйте игровые действия и замысел игры
с учетом эмоциональных состояний и поведения детей, для поддержания
их активности и интереса к игре;
8. В качестве усложнений
используйте разнообразные действия с ограничениями.
По стратегиям
поведения
взрослого в игре
9.
Поощряйте, хвалите детей за стремление успешно выполнять игровые действия,
соблюдать правила-ограничения в игре.
По временным
признакам
10. Изменяйте
темп выполнения детьми игровых действий (увеличивайте, замедляйте,
поддерживайте);
11. Для увеличения
длительности, соревновательности, настойчивости при выполнении игровых
действий детьми используйте счет: «Раз, – стоишь и не падаешь», «Два,
– стоишь и не падаешь!», «Десять...», «Молодец!»;
13. Организуйте и контролируйте
выполнение игровых действий детьми по очереди для снижения гиперактивности,
стимуляции внимания и выдержки, целенаправленности действий и поведения
у детей в игре;
14. Выполняйте игровые
действия всеми детьми одновременно для увеличения темпа игры, эмоциональности,
конкурентности и совместности действий детей в игре и др.;
15. Вводите игровое действие
по сигналу для стимуляции внимания, ориентации детей на действия взрослого,
мотивации соревнования, организованности детей в игре;
20. Стремитесь
к многократности, повторяемости игровых действий по разным причинам
и целям. (см.:
Игровые задачи для детей. Глава 6. Действия с возможностью многократности
и повторения, с. 56);
23. Производите
замену одной игровой задачи на иную:
1) если у вас,
взрослого, исчерпаны варианты проведения одной и той же игры;
2) если расстройства
поведения и эмоций у ребенка диктуют введение новой игровой задачи,
то есть изменения стратегии поведения взрослого с ребенком;
3) если у детей
снижается интерес, эмоциональная вовлеченность в игре;
24. В процессе кратковременного,
ситуативного взаимодействия с ребенком или группой, игровым объединением
детей целесообразно использовать игровые задачи-приемы, продолжительность
которых незначительна (см.: Игры для детей. Предметный указатель. Игры
«ситуативные», с. 314).
По пространст-
венным
признакам
12.
При введении игровых задач, по возможности и ситуации, используйте разные
способы организации детей в пространстве: «в положении сидя», «в положении
стоя», «при передвижении», «в положении лежа» и другие.
По способам
действий
с предметами
игры
16. Используйте
в игре показ, поиск, вкладывание, замену, передачу игрового предмета
между детьми;
17. Используйте
воображаемые предметы и действия в игре;
18. В качестве игровых
объектов гибко включайте во взаимодействие с ребенком разнообразные
игровые и неигровые предметы, части предметов, части тела ребенка или
взрослого, карточки с изображением предметов и цветообозначениями, фишки,
природные и другие материалы, образы, слова, высказывания разговорной
речи, их значение, смысл и звуковую оболочку слова и речь.
По ролевым
позициям
с участников
в ходе игры
19. Выбирайте
водящего считалкой. Выдвигайте ребенка (или нескольких детей) на роль
водящего. Меняйте водящего в соответствии с замыслом и правилами игры.
По видам
игровых задач
25. Используйте
словесные игры, которые можно проводить в положении детей «сидя», «стоя»,
при передвижении, «лежа», ситуативно без значительных изменений в структуре
игровой задачи, когда нет специального игрового оборудования, особой
предметно-игровой среды для работы с детьми.
По месту приема
в структуре
игрового занятия
26. В
конце игрового занятия стимулируйте детей к диалогу об особенностях
поведения взрослого и детей, об эмоциональной привлекательности тех
или иных игровых задач. Для этого можно задавать вопросы: «Какая игра
понравилась больше всего?», «А кто тебе мешал играть?» и другие.
Москва. 117313, ул. Гарибальди 11. 8-499-783-54-16